СТРЕЛА ЛЕТИТ В ЦЕЛЬ
В. Виноградов, журнал “Рыболов” №4/1993


        Подводная охота на рыб разных видов имеет свою специфику. Одни рыбы чрезвычайно пугливы, других появление подводного стрелка ничуть не настораживает. Есть рыбы-конспираторы, рыбы-бойцы, есть чрезмерно любопытные...

        Расскажем подробнее об особенностях подводной охоты на наиболее распространенных пресноводных рыб.

ЩУКА

        Щука обитает в любых водоемах, даже в горных реках и солоноватой воде морских лиманов. В реке и озере ее можно встретить и на глубине, и в средних слоях, и вблизи поверхности воды. И все-таки есть у щуки излюбленные места.

        В первую очередь это глубокие, заросшие высокой подводной растительностью разливы или повороты рек, где течение приостанавливается. Это может быть и ровное дно в протоке с течением, но покрытое плотным ковром листьев желтой кубышки. В высокой траве там, где нет течения, щуки чаще стоят в полводы, а там, где оно есть, - под прикрытием растительности. Если кусты рдеста гребенчатого расположились на течении, то щуки стоят не в траве, а над голым песчаным дном, прикрытые сверху развевающейся травой.

        Охотник, двигаясь вверх по течению, обязательно спугнет рыбу в таком месте, поэтому стрелять ее следует на сплаве. Нередко щука становится добычей охотника, который, поднырнув под прибрежный куст, выискивает в нем голавля или сома. Там она стоит среди подводных веток недалеко от поверхности воды. Стрелять в таких щук приходится снизу.

        В прежние годы изобилия можно было определить какие-то закономерности в поведении щуки. Например, мы подметили постоянное соседство стаи язей и одной-двух крупных щук. И в желудках четырехкилограммовых щук находили наполовину переваренных килограммовых язей. Очевидно, эти “пастухи”, даже насытившись, не покидают свою подопечную стаю и перемещаются вместе с ней. Когда вновь проголодаются, еду искать не надо - она всегда рядом.

        Еще одно интересное наблюдение. Известно, что у хищников и на суше, и под     водой нередко существуют вполне определенные, ими же установленные и охраняемые места обитания и охоты. Только этим можно объяснить поведение крупных щук, которые вдруг выплывают из травы и медленно направляются прямо на охотника. Если он замрет, то защитница своей территории подплывет на выстрел.

        Это единственная ситуация, при которой можно подстрелить движущуюся щуку. Во всех остальных случаях приходится стрелять, только когда она стоит. Щука срывается с места столь стремительно, что не всегда ясно, в каком направлении она исчезла: хлопок, облако мути и раскачивающиеся стебли травы. Много раз бывало так, что охотник нажал на курок, когда щука стояла совсем без движения, стрела летела точно в цель, но вонзилась в голое дно, а рыбы и след простыл.

        Щука, попавшая на стрелу, - самый отчаянный борец за свою свободу. Ранение сбоку в живот часто приводит к ее сходу. Догнать ее невозможно, и в таких случаях становится не по себе оттого, что попусту загубил рыбину. Для любой рыбы губительна рана в полости живота, в то время как с разорванной спиной или хвостом она обычно выживает. Однажды моей добычей стал крупный язь, у которого на спине был двухсантиметровый провал, затянутый не только кожей, но и неправильной формы редкой чешуей. Рыбы с разорванной и вывернутой губой, оторванными плавниками и половинками хвостов не такая уж редкость.

        Бытует мнение, что рыбу надо хватать под жабры. Действительно, можно, но только не щуку. Жаберные крышки тут же промнутся, и ваши пальцы увязнут между жабрами, которые изнутри усеяны острыми костяными тычинками, мало чем отличающимися от зубов. Щук и судаков очень удобно брать сверху за глазницы. Если попалась уж очень крупная рыба, надо другой рукой прижать ее к себе, чтобы ограничить ее движения. Этот опыт пришел ко мне, когда щука шести килограммов весом, резко изогнувшись, чуть не вывихнула мне пальцы, которыми я сильно сжимал ее за глазницы.

        На кукан щуку тоже следует насаживать по-особому - протыкая иглой обе челюсти. Пасть у хищницы огромная, имеет обыкновение под напором воды раскрываться, при этом сотни загнутых внутрь острейших зубов цепляют все, что подвернется. Чаще всего это бывает трава, гидрокостюм на боку или свободно висящая левая рука. Продеть кукан под челюстями крупной щуки еще не значит замкнуть ей зубастую пасть, особенно если она не зажата другими рыбами, висящими на кукане. Чтобы обезопасить себя, проденьте кукан под челюстями дважды, тогда они будут связаны.

        Дома, отмывая кукан от рыбной слизи под струёй воды, водить по веревке пальцами следует с большой осторожностью, так как в ней могли остаться щучьи зубы.

ПЛОТВА

        Эта небольших размеров рыба зачастую становится основной добычей охотников, особенно зимой. Попадаются плотвицы до килограмма весом, но очень редко. Чтобы стрелять эту мелкую и нежную рыбешку, нельзя использовать сильное ружье, иначе трезубец будет ее рубить. Некоторые охотники, пользующиеся покупными ружьями с передним зацепом, делают на середине гарпуна еще одну проточку и заряжают ружье на этот паз. В результате ход поршня уменьшается вдвое, и сила боя резко падает. Другие подводники приспособились накалывать плотву резким движением ружья, не стреляя.

        Плотва мигрирует по реке в зависимости от уровня воды, скорости течения и времени года. Там, где еще вчера вы встречали большие стаи, сегодня можете не увидеть ни одной рыбки. Более крупная плотва чаще движется у дна на самых глубоких участках реки, под основной струёй. Стрелять ее в таких местах трудно: рыба чрезвычайно проворна, и, кроме того, охотник не может противостоять сильному течению.

ЯЗЬ

        Вслед за щукой и плотвой в пресных водоемах язь - наиболее частая добыча подводных охотников. Это крупная и сильная рыба, достигающая веса шести килограммов. На стреле она бьется за жизнь мощно и долго. Эти усилия не всегда бесплодны, и при плохом наконечнике или не совсем удачном выстреле рыба срывается и уходит.

        Более половины всех добытых нами на подводной охоте язей обнаружены в траве, треть - в кустах и ветках и совсем немного - в движущихся стаях. В очень густой траве язи всегда стоят, среди довольно редких стеблей кубышки и желтой кувшинки - неспешно гуляют. В траве они не отрываются от дна, а в кустах, куда ближе к осени заходят большими стаями, этого правила уже не придерживаются. Предположим, вы встретились с такой стаей, но не повезло: вы не подстрелили ни одного язя. Не отчаивайтесь: спуститесь ниже по течению и начинайте методично прочесывать ближайшую подводную траву. В ней вы почти наверняка найдете спрятавшихся рыб.

        Среди редких пучков рдеста речного, протянувшихся на три-четыре метра до самой поверхности, быстро движется дюжина двухкилограммовых язей. В их движениях нет суетливости и резких поворотов, характерных для лещей. Мощные и стремительные язи в стае смотрятся очень красиво.

        Если удалось найти в траве одного, то с усиленным вниманием ищите других - они должны быть где-то рядом. В то же время эти рыбы довольно самостоятельны - по крайней мере, удирают от опасности совершенно не согласованно и в разных направлениях.

        Мясо у язя бывает белое, бледно-желтое и желтое. Зависит это от водоема, где он обитает, или от корма, которым питается. Его лучше коптить, но можно и отварить, и пожарить.

ЛЕЩ

        Большая часть лещей добыта мною и моими друзьями-подводниками при движении по течению или методом залежки. Объясняется это тем, что днем лещ сбивается в стаи и постоянно движется в толще воды. Кроме того, он очень пуглив, и даже опытный охотник, перемещаясь против течения либо по стоячей воде, спугивает стаю еще до того, как ее увидит.

        Очень памятна и весьма показательна моя первая встреча с лещами на одной из рек Рязанской области.

        Бок о бок с товарищем мы быстро сплавлялись по неширокой протоке, заранее наметив ниже по течению место начала охоты. Неожиданно прямо на нас накатилась стая лещей. Они обогнули нас с двух сторон на расстоянии не более метра и исчезли так же быстро, как и появились. Выстрелил только я, да и то скорее машинально, - естественно, мимо. Через минуту все повторилось, только теперь стреляли мы оба, и хотя более осознанно, но тоже безрезультатно. Взял я своего первого леща, уже спустившись к концу протоки и начав двигаться вверх по течению. Когда я вынырнул из-под травы, то увидел одиночную крупную рыбину, которая “летела” прямо на мой гарпун. Мне оставалось только нажать на курок. Помню, меня сильно поразило, что стрелял я почти в упор и лещу “в анфас”, а лещ оказался пробит стрелой точно посередине - “в профиль”. За мгновение, которое даже не зафиксировалось моим зрением, лещ успел развернуться на 90°. Вот это проворство!

        Наиболее вероятны встречи со стаями лещей на плесах или на широких, со спокойным течением участках реки. Из такой стаи, какой бы большой она ни была, удается выбить одну, в лучшем случае две рыбы. Именно это обстоятельство вынудило охотников разработать двуствольные подводные ружья. Однако от них очень скоро отказались из-за плохих эксплуатационных качеств и, главное, из-за повышенной опасности для самого стрелка.

        Нередко одиночные лещи спокойно плавают среди травы, но полюбоваться ими обычно не успеваешь: рыба мгновенно обнаруживает опасность и уносится прочь с завидной скоростью. Если же лещ или подлещик сразу не бросился наутек, он непременно больной. На конечной стадии болезни он уже не может уйти под воду и проводит свои последние дни на поверхности водоема.

        Мне случалось стрелять лещей, стоящих в подводной траве, причем такой густой, что в яркий летний день приходилось долго вглядываться и привыкать к темноте, чтобы обнаружить там неподвижного черного леща. Как известно, лещ до килограмма имеет более светлую, серебристую окраску, а начиная с полутора - более темную, золотистую. Рыболовы их называют “бронзовыми”. Но когда смотришь под водой на любую рыбу со стороны хвоста, все они кажутся черными. Подводные охотники рассказывают, что в густой траве лещ может стоять в самой необычной позе: с дифферентом на “нос” или на “корму”. У других рыб мы этого никогда не наблюдали.

        Добычу подводного охотника средней полосы и юга России чаще всего составляют плотва, язи, щуки, голавли, реже - судаки, сомы, сазаны, а еще реже - лещи. Этот факт делает бронзового красавца желанным и почетным трофеем самых опытных подводников.


(с)Дом Рыбака - 2000